5 секретов оригинальности

Адам Грант — профессор организацонной психологии в Университете штата Пенсильвания, автор книг об успехе, спикер на конференциях TED и один из наиболее влиятельных мыслителей в сфере бизнеса, согласно рейтингу Thinkers50. В своих выступлениях Грант часто рассуждает о природе инноваций. Откуда взять оригинальную идею? Как ее оценить? Каждый ли способен на креативное мышление?

Вот несколько секретов, которые он раскрыл широкой аудитории.

1. Количество идей

Что же сделало Баха, Моцарта, Бетховена и других знаменитых композиторов великими? Нет, не высокая производительность, а огромное количество идей — в среднем 600, и в отдельных случаях больше 1000.

Дело в том, что когда вы начинаете о чем-то думать, первые возникающие мысли самые очевидные. Чтобы создать нечто оригинальное, нужно идти дальше, избавляясь от рамок известного. Большинство людей просто не достаточно упрямы, чтобы добраться до новаторства.

2. Правильные «судьи»

Часто мы слишком уверены в своих идеях и не видим их недостатков. Мы воодушевлены и готовы представить новый концепт руководителю. Только проблема в том, что восприятие менеджеров прямо противоположно вашему: они оценивают новые идеи крайне критически, сравнивая их с уже состоявшимися прототипами. Роман о «Гарри Поттере» отвергли 14 раз, прежде,чем напечатать, потому что он был слишком длинным для детской литературы.

Если вы не можете доверять себе и менеджеру, то кто по достоинству оценит новую идею? Соратники с креативным мышлением. Они могут посмотреть на идею со стороны, чего не можете сделать вы, и в то же время, в отличие от менеджеров, открыты новаторским мыслям.

3. Возраст не важен

Мы часто слышим истории о молодых миллионерах, которые придумали потрясающую идею стартапа до двадцати пяти. На самом деле, если вы еще не придумали ничего нового, это не повод расстраиваться: средний возраст основателей компаний — 38 лет.

С одной стороны, опыт может помешать инновациям: чем больше вы находитесь в одной сфере, тем тяжелее взглянуть на нее свежим взглядом. Кто-то действительно придумывает самые интересные вещи в начале карьеры: например, Билл Гейтс или Стив Джобс. С другой стороны, ваши знания о предмете с каждым годом становятся глубже и шире, а это одно из основных условий оригинальных идей. Вспомните самых знаменитых ученых и художников. Большинство из них достигли наивысшей точки творчества уже в почтенном возрасте.

4. Нет коллективному мышлению

Групповое мышшление — барьер для новаторства. Дело в том, что во время обсуждений у коллег формируется общая идея, и никто не хочет ей противоречить. Выступать против всех всегда некомфортно.

В этом случае, если менеджер хочет услышать разные мнения, он должен взять дискуссию под контроль: заметить, кто из коллектива может быть не соласен с большинством, попросить ее или его высказаться. Даже если это мнение будет не самым объективным, оно заставит команду по-другому посмотреть на общую идею.

5. Мудрая прокрастинация

Если вы приступите к заданию сразу после того, как узнали о нем, скорее всего, вы будете мыслить в «туннельном» режиме: у вас появятся только очевидные мысли с линейными связями. Однако, если вы отложите дело на пару дней, вы будете неосознанно помнить о нем, благодаря чему вам будет проще установить неожиданные связи между идеями и придумать что-то новое.

Конечно, если вы всегда тянете до дедлайна, вам приходится все делать второпях. Но существует определенная точка прокрастинации, благодаря которой мысль растет в «инкубаторе» подсознания, и вы получаете доступ к дивергентному мышлению.

Источник