Что должен знать основатель SaaS-компании: разговор с Кристофом Джэнзом

Бизнес-ангел Кристоф Джэнз за последние восемь лет инвестировал в десятки SaaS-компаний и торговых площадок. Среди них успешные 15Five, Algolia, Automile, Geckoboard, Typeform, Zendesk и другие. Благодаря своему опыту и блогу The Angel VC он стал признанным международным SaaS-экспертом.

Дэвид Мизн из 15five расспросил знаменитого инвестора о процессе выбора стартапов для сотрудничества и о тенденциях будущего.

Мизн: Любая компания основана на идее генерирования прибыли, но ты, кажется, видишь бизнес как механизм перемен. Насколько для тебя важна миссия компании?

Джэнз: Главная цель всегда сводится к деньгам. Но в поисках прибыли необязательно выбирать компании, которые делают мир хуже, вместо тех, что делают его лучше.

Первое, на что наш фонд обращает внимание, — верят ли основатели в то, что делают. Путь к созданию бизнеса никогда не бывает гладким, и команды, которые на самом деле хотят изменить мир и мотивированы не только деньгами, гораздо чаще выбираются из трудностей. Они работают на долгосрочную перспективу.

Если же в стартапе все менеджеры ориентируются только на цифры, пары убыточных кварталов хватит, чтобы компания развалилась. Поэтому мы ищем по-настоящему преданных идее ребят, и эта преданность обычно связана с верой в свое дело.

М: Как понять, что основатель и инвестор идеально подходят друг другу?

Дж: Для начала должна возникнуть личная симпатия, даже химия. Вам предстоят долгие отношения. Если дела пойдут удачно, они могут длиться десятилетиями. Поэтому основатели должны выбирать инвесторов, с которыми им нравится общаться. Если вам неприятно разговаривать с человеком, это серьезный повод для сомнений.

Нужно искать профессионала, чье мнение вы цените и у кого есть опыт работы с похожими компаниями. Такие инвесторы могут предложить свои знания, компетентность и сеть знакомств. Именно поэтому наш фонд имеет узкую специализацию. Мы инвестируем в SaaS и в торговые платформы на определенной стадии. Если бы мы стали расширяться, у нашей маленькой команды не было бы шансов развить такие же глубокие знания, какие мы имеем сейчас.

М: Ты давно предсказывал популярность SaaS. Оправдались ли твои ожидания? И какие у тебя предположения по поводу будущего?

Дж: У меня не было никаких ожиданий, когда я только начал инвестировать в SaaS, около восьми лет назад. Я не особо разбирался в теме, просто наткнулся на нее, когда решил работать с Zendesk. После этого начал изучать эту сферу.

В будущем все программное обеспечение перейдет на SaaS. Не могу представить, чтобы последующие поколения работали с серверами в подвале. В последние 5—10 лет мы увидели значительный сдвиг в этом направлении. Для окончательного завершения процесса все же понадобится время из-за множества инвестиций в отмирающее локальное ПО.

10 лет назад около 80% покупателей корпоративного ПО предпочитали установку на свои компьютеры, теперь же 80% выбирают SaaS.

Еще один момент: в 2005 году никто не предполагал, что мобильные приложения станут настолько популярны. В то время не было смартфонов в том виде, в котором мы знаем их сейчас. Эта технология добавляет новую плоскость в использовании программ. У SaaS в этом отношении гораздо больше возможностей, чем у локального ПО.

М: Что ты можешь посоветовать основателям SaaS-компаний, которые ищут стартовый капитал?

Дж: Обычно для первоначальных инвестиций фонду достаточно увидеть уверенные признаки того, что продукт соответствует рынку. Иногда мы заключаем сделки с компаниями на самых ранних стадиях, но нам все равно важно наличие хоть каких-то показателей. Например, несколько довольных клиентов или воодушевляющие показатели роста. Мы всегда готовы присмотреться к стартапу, даже если для инвестиций пока рано. С течением времени мы наблюдаем за ним, и, если все идет хорошо, предлагаем сотрудничество.

Источник