Как говорить о себе без хвастовства

В офисе мы не привыкли горделиво сообщать о всех своих достижениях. Обычно эта роль отводится менеджерам, которые должны поощрять талантливых подчиненных.

Но иногда мы так боимся показаться высокомерным, что замалчиваем свои заслуги даже тогда, когда этого делать не стоит — на собеседованиях, на встрече с клиентом. Как почувствовать тонкую грань между хвастовством и адекватным рассказом о своих достоинствах?

Чтобы научиться грамотно говорить о себе, в первую очередь необходимо различать четыре вида поведения.

1. Заявление vs Описание

Когда вы хвалитесь достижением, вы заявляете о нем, представляя все в самых ярких красках. Но в таком послании аудитория может прочитать: «Я лучше вас», — и перестанет слушать.

С другой стороны, когда вы делитесь со слушателями историей, рассказываете о своем пути, вы приглашаете их стать ближе к вам. Такой подход вызывает у людей симпатию.

Например, если вы достигли значительного объема продаж, и хотите заявить об этом, ваш рассказ будет примерно таким:

«Я продал больше всех в компании. У нас работает более 150 менеджеров по продажам, и я превзошел каждого из них».

Если вы хотите поделиться своим достижением, то вы скажите примерно следующее:

«Кто-то мечтает быть врачом, кто-то адвокатом. А я всегда хотел продавать и быть лучшим в своем деле. Сегодня моя мечта сбылась».

2. Отличия vs Сходства

Обычно, если вы хвалитесь, то делаете акцент на различиях между вами и аудиторией. Вы стремитесь показать, насколько вы особенный(ая): вы на сцене, а они там, внизу. Это вы работали усерднее остальных. Это вы оказались умнее и смелее. Тем самым вы проводите черту между собой и слушателями, возвышая себя над ними.

Когда вы делитесь опытом, вы тоже говорите о своих заслугах, но подчеркиваете сходства с аудиторией, устанавливаете с ней связь. Так те, с кем вы говорите, будут чувствовать себя включенными в историю, будто они часть вашего успеха.

Например, вы рассказываете о своих академических достижениях. Подчеркивание отличий будет звучать так:

«Я выпускник Гарварда. Диплом с отличием, между прочим!»

Если вы, наоборот, хотите показать ваши сходства, ваш рассказ будет таким:

«Как и у многих из вас, у меня была возможность получить отличное образование. Все мы любим выигрывать, но для это нужно потрудиться. Я работал очень усердно, чтобы закончить Гарвард, и еще усерднее, чтобы выпуститься с отличием».

3. Поиск восхищения vs Вдохновение

Если хвастовство и есть ваша цель, значит, вы хотите, чтобы другие вами восхищались. Поэтому в центре рассказа ваши чувства. Все только о вас. Обычно такое поведение приводит к прямо противоположному эффекту.

Если же ваша цель — поделиться опытом, то вы можете чему-то научить других или вдохновить на их собственные свершения.

Представьте, что недавно вы посетили мероприятие, где сидели рядом с топ-менеджером из списка Fortune 50. Вот как бы вы похвалились:

«Я сидел(а) рядом с [имя топ-менеджера], и она разговаривала со мной весь вечер! Все хотели с ней поговорить, но она выбрала меня!»

Если бы вы хотели поделиться опытом, это звучало бы так:

«У меня была уникальная возможность поговорить с [имя топ-менеджера]. Я спросил(а) ее о том, что в ее жизни изменилось с переходом на такую высокую должность. И она рассказала о тяжелом грузе ответственности. Это заставило меня задуматься, насколько важно для лидеров высокого уровня продумывать свой каждый шаг».

4. Один герой vs Один из героев

Если вы хотите покрасоваться, ваша история о том, как стать Суперменом или Супервумен. Вы главный герой, и каждая деталь призвана показать это аудитории.

Если вы делитесь историей, вы все так же являетесь ее важной частью, но при этом вы не единственный герой или героиня. В вашем романе/фильме/сериале есть другие персонажи, без которых история была бы совсем другой.

Супергерой скажет о себе так:

«Я эксперт по антикризисному менеджменту. Могу прийти в офис и сразу понять, что не так. Вижу неверно организованные процессы и знаю, как и что исправить».

Персонаж, признающий важность остального мира, скажет что-то вроде этого:

«Я эксперт по антикризисному менеджменту. Когда я прихожу в офис, я стараюсь выслушать сотрудников и понять, с какими трудностями они столкнулись. Важно добраться до источника проблем».

Источник