Как научиться концентрироваться

Последний опрос компании HeadHunter подтвердил то, что мы все и так давно знали — на работе нас постоянно что-то отвлекает. Большинство опрошенных (39%) признались, что им мешает болтовня в офисе. Также работники посетовали на телефонные звонки (27%), громкий смех сослуживцев (24%), нескончаемые просьбы начальника (24%), мысли о личном (21%) и , конечно, на свободный доступ в интернет (20%), об этой проблеме мы уже писали в нашем блоге. Среди менее популярных ответов перечислены совещания, рингтоны коллег, запахи, фоновая музыка, он-лайн мессенджеры, офисная оргтехника.


54% опрошенных сотрудников подтвердили, что, если бы отвлекающие факторы исчезли, они начали бы работать продуктивней.


Автор книги «Мелководье: что интернет делает с нашим разумом» Николас Карр утверждает, что из-за распространения интернета мы теряем важный навык глубокой концентрации, который человечество вырабатывало столетиями. Карр заметил, что он настолько привык к интернету, что ему с трудом удается прочитать книгу или даже большую статью, не отвлекаясь. Карра беспокоят возможные последствия такого поверхностного отношения ко всему и отсутствия привычки к концентрации.


Что же делать? Как вернуть себе способность концентрироваться на важных делах? Карр советует минимизировать интернет, но Дисциплина против радикальных мер. Гораздо лучше развить в себе эту способность с помощью силы воли и небольших уловок, вроде тех, что мы предлагаем вам ниже:


  1. Отдыхайте. О необходимости отдыха писала и Гретхен Рубин. Вы проводите восемь часов сидя за компьютером. Разумеется, вы устаете от одинакового пространства, от позы. Делайте перерывы, обязательно гуляйте на улице во время обеденного перерыва. Солнце, свежий воздух, физическая активность — все это отгонит от вас послеобеденное дремотное состояние, улучшит настроение, наполнит энергией и повысит способность концентрироваться на деле.
  2. Проветривайте помещение. Ученые доказали, что недостаток кислорода отрицательно сказывается на способности концентрироваться.
  3. Возьмите за правило делать одно дело за раз, и доводить его до конца. Если вы начинаете новые проекты, не закончив старый, вы даете команду своему мозгу переключаться с одного дела на другое. Если вам важно сохранять концентрацию, попробуйте заканчивать задание, и только потом переходить к другому делу. Следуйте этому правилу не только на работе, но и в жизни. Вам кажется, что ваша привычка читать несколько книг одновременно не имеет ничего общего со способностью мозга долго концентрироваться? Это не верно, и вы уже сами поняли это.
  4. Совет для удаленных работников — работайте за столом, а не в постели. Ваш мозг ассоциирует постель со сном, и это логично. Пытаясь работать на кровати, вы даете мозгу два противоречивых сигнала — спать и концентрироваться. Это не может быть продуктивно.
  5. Правило «еще пять». Это очень простое и эффективное правило. Каждый раз, когда вы чувствуете, что теряете концентрацию, говорите себе: «Я сделаю еще пять». Прочитайте еще пять страниц (глав), напишите еще пять абзацев, сконцентрируйтесь еще на пять минут. Когда вы привыкнете у этому правилу, перейти к закону «еще десять», ведь нет границ для самосовершенствования.
  6. Спите. Ученые доказали, что сон влияет на способность мозга концентрироваться. Важно не только получать достаточно часов сна, но и спать в положенное для этого время — ночью. Кстати, вредит концентрации не только недосып, но и слишком долгий сон, потому что он нарушает наш природный ритм и делает нас ленивыми.
  7. Медитируйте. Логичный совет, ведь концентрация — это ключевое правило медитации.
  8. Найдите свое время продуктивности, скорее всего — это раннее утро, и используйте его по-максимуму.
  9. Не стесняйтесь отгораживаться от ненужного шума, купите в аптеке беруши, надевайте наушники. Попросите коллег не беспокоить вас какое-то время, так как вы работаете над важным заданием.
  10. Отключите уведомления о новых письмах и комментариях. Правда, срочные дела все еще принято решать по телефону. Возможность сконцентрироваться жизненно важна для вашей продуктивности.
  11. Если вы не можете побороть прокрастинацию, задайте себе вопрос: «Нужно ли мне сделать это? Хочу ли я, наконец, закончить это дело и выкинуть его из головы? Потом это будет сделать проще, чем сейчас?» Эти три вопроса избавят вас от иллюзий относительно вашей прокрастинации и помогут приступить к делу.
Учитесь быть здесь и сейчас. Отключайте мысли, от которых в данный момент нет никакой пользы. Если вы почувствуете, что беспокоитесь о том, что будет завтра, останавливайте себя, оглядывайтесь кругом, живите настоящим.