Как перестать опаздывать

У меня есть великолепная возможность вот уже два года наблюдать за ежедневной жизнью и работой человека с хронической привычкой опаздывать. Так как сама я с детства пунктуальна до невроза, а моя работа напрямую связана с личной продуктивностью, я не могла не воспользоваться возможностью изучить этот чуждый мне тип работы. В результате родились советы для тех, кто решил избавиться от пагубной привычки опаздывать. Пунктуальным людям советы могут показаться очевидными, и это понятно, ведь это основа основ — правила, без которых не получится всегда и всюду приходить вовремя.

    1.    Наденьте на руку часы.


Люди, привыкшие опаздывать, часто избегают ручных и настенных часов. Возможно, потому что часы напоминают им об опоздании, и это заставляет их нервничать. Что ни говори, а опоздание (как свое, так и чужое) мало кому доставляет положительные эмоции. Желая снизить эмоциональное давление, люди смотрят на часы как можно реже. Но в итоге именно отсутствие часов является первой причиной опозданий. Если вы не следите за временем, это не значит, что оно не идет.

В свое время меня очень удивил опрос в интернете, из которого следовало, что многие взрослые люди не умеют определять время по часам с циферблатом. К счастью, сейчас продается много типов электронных часов. И даже премьер-министры не считают стыдным их носить.

Мобильный телефон не может быть альтернативой. Во-первых, телефон отвлекает. Вы смотрите на него, чтобы узнать время, но видите, что вам пришла смс, сообщение из фейсбука и приглашение поиграть в 2048. Легко забыть, для чего вы вообще достали его из кармана. Особенно тем людям, которые не привыкли часто сверяться со временем.

Во-вторых, вы будете тратить лишнее время на то, чтобы достать и убрать телефон, а ведь поначалу вам придется смотреть на часы очень и очень часто. Это главное условие успеха

    2.    Засекайте время


Неорганизованных людей объединяет одно свойство, которое я в шутку называю «дрессировкой времени». Они постоянно пытаются впихнуть дела в отрывки времени, которые им совершенно не соответствуют, как будто хотят заставить время течь медленнее. Ясное дело, что эти эксперименты абсолютно всегда заканчиваются провалом.

После того, как вы надели на руку часы, вы должны засечь, сколько времени у вас уходит на каждое занятие. Начните с утренних сборов. Понятно, что на любое дело можно тратить разное количество времени — можно принять быстрый душ за 10 минут, а можно набрать ванну и просидеть в ней час. Время вы потратите разное — а результат получите один — будете чистым. Засекайте время и анализируйте свои действия на протяжении нескольких дней. Это поможет вам найти идеальную формулу утра — сколько времени вам нужно, чтобы с комфортом, без спешки проснуться и собраться, а потом успеть на работу.

Планируя свой день, честно оценивайте, сколько времени вам понадобится. А еще лучше, добавлять еще 10 минут сверху. Потому что они никогда не бывают лишними.

    3.    Не откладывайте дела на последний момент.


Чаще всего эта привычка идет рука об руку с дрессировкой времени. Сначала человек откладывает дело на последний день, а потом оттягивает до ночи. И в не таких уж редких, хотя и очень смешных случаях, люди умудряются откладывать дело на утро, они всерьез говорят: «Я встану пораньше и сделаю его перед завтраком». Окончиться такое планирование может двумя способами: либо тем, что дело вообще не будет сделано (пропущенный дедлайн — то же опоздание), либо низким качеством выполненной работы. Эта практика губительна для продуктивности. И что обидно, у человека нет совершенно никакой необходимости в постоянном откладывании на последний момент.

Тот же принцип работает с опозданиями. Человек знает, что перед походом куда-либо ему нужно сделать дело (записать музыку в машину, проверить пробки в интернете, найти на карте адрес). Если человек откладывает дело на последний момент, да еще и неверно оценивает количество времени, которое требуется на его выполнение, итог будет закономерен — опоздание.

    4.    Не дайте себе прокрастинировать перед выходом.


До выхода еще 20 минут и вы решаете немного посидеть в интернете. Очнуться вы можете через час, потому что время в социальных сетях летит незаметно. Если вы не чувствуете ход времени (а за интересным чтением его не чувствует никто), ставьте будильник. Иногда внутренняя привычка опаздывать будет пытаться взять верх, она будет шептать вам: «Еще куча времени, и я заложил 10 минут сверху, я успею прочитать эту главу». Особенно часто тяга к прокрастинации будет включаться, когда вам предстоит идти в какое-то неприятное место. Отслеживайте эти моменты, говорите себе честно: «Я сейчас прокрастинирую. Если я не перестану, я опоздаю».

Сколько времени у вас занимает чтение одной страницы? Не знаете — подсчитайте. А потом разрешите себе ровно столько страниц, на сколько хватает времени.

    5.    Не переставляйте будильник


Честное слово, пунктуальному человеку смешна привычка переставлять будильник! Чем вы пожертвуете ради еще десяти минут беспокойного и некрепкого сна? Вы согласитесь пойти на работу, не приняв душ? Или будете прихлебывать кофе, надевая ботинки? Если вы не готовы жертвовать ничем из своей привычной утренней рутины, не нужно себя обманывать представлениями будильника. Если вы не высыпаетесь — научитесь ложиться спать в одно время, отмеряйте 8-9 часов на сон так же, как вы это делаете с другими делами. Прерывистая утренняя дрема не заменит вам роскоши крепкого ночного сна.

    6.    Иногда отпускайте контроль


Перестать опаздывать можно только полностью изменив свои ежедневные привычки. Все приведенные выше советы кажутся мне очень очевидными. Мне сложно понять людей, который не следуют им самостоятельно. Возможно, не всем людям нравится держать под контролем свое время, потому что это требует постоянного напряжения. Да, не всем нам быть контрол-фриками. И поэтому иногда нужно разрешать себе плыть по течению — выключать будильник, снимать с руки часы, переставать думать о том, сколько времени занимает то или иное дело, просто жить моментом. Больше всего для этого подходит отпуск. Договоритесь с людьми, которые сопровождают вас в отпуске, что вы предпочитаете расслабленный вид отдыха, без тайм-менеджмента и спешки. Также вы можете устраивать такие расслабленные дни в обычные выходные.