Как справиться с негативом на рабочем месте

Журналист и писатель Михаэль Гротхаус не раз сталкивался с проявлениями негатива на работе. Поэтому он решил поговорить с двумя экспертами-конфликтологами, чтобы узнать, как лучше справиться с подобным отношением на работе в будущем. Он опубликовал статью на Fast Company, в которой подробно осветил этот вопрос.

«Самое лучшее, что вы можете сделать в борьбе с плохим боссом, коллегой или клиентом — сохранять спокойствие», — говорит Линн Тейлор, генеральный директор консалтингового агенства и автор книги «Приручите офисного тирана».

«Когда приятный и милый человек начинает вести себя плохо, мы справедливо предполагаем, что у него что-то случилось. Поэтому, постарайтесь поддержать человека», — советует Гай Винч, психолог и автор книги «Эмоциональная Первая помощь». «Но если человек всегда в плохом настроении и отказывается идти навстречу — это говорит не о ситуации, в которую он попал, а о его личности. И в этом случае пора бить тревогу.»

Конечно, справиться с негативом на рабочем месте трудно. В конце концов, никто не хочет портить отношения с людьми, поэтому мы часто надеемся, что проблема решится сама собой.

Схожего мнения придерживается и Тейлор. Она утверждает, что борьба и бегство — не выход. Ключ к решению проблемы — в нашей устойчивости к негативным воздействиям.

«Никто не хочет рисковать работой, карьерным ростом, клиентами, чтобы доказать свою правоту. Поэтому самое безопасное решение — ничего не делать, пока ситуация не принимает взрывной характер», — объясняет свою позицию Линн.

Негатив клиентов

«Долгосрочные или важные для компании клиенты часто ставят свои приоритеты выше остальных», — говорит Тейлор. Самый лучший способ справиться с ними — использовать силу разума, забыть про эмоции и придерживаться только фактов.

Если ссоры и придирки со стороны клиентов становятся постоянными, то лучше обсудить проблему лично с клиентом, договорившись о встрече.

«Отсутствие коммуникации часто становится виновником плохих отношений. Личная встреча — идеальный вариант для спасения ухудшающихся отношений с клиентом», — утверждает Тейлор.

«Признайтесь вашей команде, что с клиентом могут возникнуть трудности, и заставьте поверить их в то, что вы будете устранять помехи и постараетесь свести к минимуму его негативное воздействие», — советует Винч.

Если клиент оскорбляет члена команды, вежливо попросите его направлять любые замечания по поводу работы сотрудников вам. Договоритесь, что он не будет решать конфликтные вопросы с командой без вашего участия.

Негатив коллег

Конечно, легче бороться с негативом клиентов, потому что вы видите их реже. Но что, если негатив исходит от коллеги?

«Первым делом, выявите реальную проблему», — советует Тейлор.

Почему ваш коллега проявляет агрессию? Он боится потерять власть, проекты или престиж?

Часто озлобленные сотрудники имеет свои причины, и стоит их изучить, прежде чем записывать их в агрессоры. Вполне вероятно, что негативное поведение коллеги направлено не только на вас.

Если вы ответите агрессией на агрессию, проблема не будет решена.

Постарайтесь выяснить потребности и мотивы коллеги, которые привели к негативному поведению. Задавайте вопросы и слушайте больше, чем говорите. Попробуйте разобраться с фактами и дайте коллеге понять, что он неправ.

Если коллега по-прежнему отказывается от сотрудничества, и это влияет на вашу работу, Тейлор советует обратиться к менеджеру или руководителю отдела за идеями разрешения конфликта. «Некоторые решения готовы заранее», — утверждает она.

Негатив руководителя

Самый страшный источник негатива на работе, конечно же, ваш руководитель. Это человек, от которого зависит размер вашей зарплаты и карьерный рост.

«К сожалению, некоторые компании имеют крайне негативную корпоративную культуру, которая ставит эмоциональное состояние своих сотрудников на самый низкий уровень в списке приоритетов. Такие компании часто не реагируют на жалобы сотрудников на своих руководителей», — говорит Винч.

Но даже если вы работаете в подобной компании, не стоит мириться с негативом в долгосрочной перспективе.

Если вы чувствуете себя совершенно несчастным на работе, это может сказаться на вашей самооценке, эмоциональном благополучии и даже здоровье. Важно вовремя принять меры, и особенно, если ваш начальник является основным источником эмоционального стресса.

Тейлор предлагает с умом планировать свои действия, чтобы начальник разглядел, наконец, в вас активного сотрудника. Всегда оставайтесь позитивными и не показывайте, насколько вы расстроены.

Если это не работает, Винч советует документально фиксировать случаи, когда начальник был с вами резок или груб. Эти доказательства помогут вам защитить свои права у высшего руководства или в отделе кадров.

«Если вы пытались обратиться в отдел кадров или профсоюз, но не получили поддержки, проконсультируйтесь с адвокатом. Особенно, если ваш начальник действительно оскорблял вас или выражал очевидные предубеждения, основываясь вашим полом или религиозными убеждениями», — говорит Винч.

Дать отпор агрессору — неплохое решение, чтобы побороть его негативное воздействие на ваше психическое здоровье и счастье.