Креативное мышление: 5 шагов к новой идее

Креативность — один из самых полезных навыков, который поможет в любой жизненной или рабочей ситуации. К счастью, ему можно обучиться, так как большинство творческих идей проходят одинаковый путь создания и реализации.

Конечно, это не значит, что быть креативным просто. На самом деле раскрытие вашего потенциала потребует храбрости и годы практики. Однако данный пятиступенчатый подход поможет вам понять суть творческого процесса.

5 ступеней творческого процесса

Первый председатель Американского совета по рекламе Джеймс Уэбб Янг в кратком справочнике «Техника производства идей» (A Technique for Producing Ideas) сделал простое, но емкое заявление о творческом мышлении.

По словам Янга, инновационные идеи — это новые комбинации старых элементов. То есть, чтобы создать что-то новое, не нужно начинать с чистого листа. Вместо этого необходимо взять нечто уже существующее и сложить «кусочки» так, как до вас их никто еще не складывал. Такая способность генерировать новые комбинации напрямую зависит от способности видеть связь между понятиями.

В этом же издании Янг предложил теорию пяти ступеней креативного мышления:

1. Сбор нового материала. Первый шаг — изучение темы. На этой стадии вы должны ознакомиться со специализированным материалом, относящимся к задаче, а также узнать о широком спектре идей в этой области.

2. Тщательная обработка материала в голове. После изучения фактов и идей необходимо посмотреть на них с разных точек зрения, попробовать совместить и сопоставить разные концепции.  

3. Отвлечение от проблемы. Настало время доверить работу подсознанию. Постарайтесь выкинуть проблему из головы. Займитесь чем-нибудь другим, что вас вдохновляет и дарит энергию.

4. Возвращение идеи. В какой-то момент, только если вы перестали думать о ней, идея сама вернется к вам в виде озарения.

5. Формулировка и усовершенствование идеи на основе отзывов. Чтобы идея была успешной, ее необходимо представить на суд миру, принять критику и адаптировать концепцию под нужды людей.

Создание идеи на практике

История Фредерика Юджина Ивса, инноватора в области полиграфии, наглядно демонстрирует пять ступеней творческого процесса.

В 70-х годах XIX века газеты столкнулись со специфической проблемой: тогда фотосъемка была новшеством, но при этом изобретение очень взволновало публику. Люди хотели видеть больше напечатанных фотографий в изданиях, но никому не удавалось придумать быстрый и дешевый способ сделать это.

Шаг 1. Перед тем как заняться вопросом фотопечати Ивс проработал два года подмастерьем печатника. После этого он стал управляющим фотолаборатории неподалеку от Корнелльского университета в Итаке, штат Нью-Йорк. Этот опыт позволил изобретателю освоить печатное дело и фотографию и увидеть сходство между двумя процессами.

Шаг 2. В течение десяти лет он экспериментировал с новыми техниками печати, изучал фотоаппараты, оптику и печатные машины, пытаясь совмещать разные идеи.

Шаги 3 и 4. В 1881 году изобретатель создал инновационный способ печати фотографий на бумаге. Так он описывал момент озарения:

«Во время работы в Итаке я изучал возможности применения растрирования в фотопечати. Однажды я лег спать, думая об этой проблеме и одновременно находясь в смятении. Как только я проснулся, на потолке прямо надо мной я отчетливо увидел слаженный процесс и оборудование в действии».

Ивс сумел отвлечься от своей задачи: в данном случае ему понадобилось всего лишь поспать в течение нескольких часов. Затем идея вернулась к нему сама по себе в виде некоего видения, содержащего решение проблемы.

Шаг 5. Инноватор тут же зарисовал идею и запатентовал ее под названием Ives' process («Процесс Ивса»). Благодаря творческому мышлению Ивс удешевил процесс фотопечати в 15 раз, а его технология оставалась стандартом печати на протяжении 80 лет.

Изобретатель оформил еще около 70 патентов в области полиграфии, в том числе и усовершенствованные варианты «Процесса Ивса», над которым он продолжал работать в течение всей жизни.

Источник