Новогодние обещания: не ставьте слишком много целей

Чтобы достичь успеха необходимо уметь расставлять приоритеты и концентрироваться на отдельных задачах. Это справедливо и для целых компаний, и для отдельных людей.  Дори Кларк, специалист по маркетингу, автор книг о карьерном росте  и профессиональный спикер, считает, что для этого мы должны справиться с двумя опасными импульсами: строгим следованием плану и попыткой осуществить слишком многое.

Долгосрочные цели и систематическая работа над их достижением могут показаться эффективным решением. Однако, согласно исследованию профессора Риты МакГрат из Колумбийского университета, это не совсем так. В книге «Конец конкурентного преимущества» она пишет, что самые успешные компании, которые она изучала, делали значительные инвестиции в гибкость.

Вместо типичного ежегодного стратегического планирования, они составляют план по кварталам. По словам профессора МакГрат, это позволяет им быстро реагировать на перемены и адаптироваться к ним. Иначе говоря, скорость и гибкость — два необходимых ингредиента успеха в сегодняшней динамичной бизнес-среде.

Подобно организациям с жестким графиком планирования, многие профессионалы до сих пор следуют ежегодному ритуалу — дают новогодние обещания. Конечно, в том, чтобы планировать собственное профессиональное развитие, нет ничего плохого. Наоборот, оно дает вам преимущество перед многими коллегами, которые не задумываются о собственном росте.

Но согласно исследованию профессора, если вы будете проводить этот ритуал чаще, вы сможете адаптировать цели к меняющимся обстоятельствам. Возможно, вы обнаружите, что какая-то цель, например, похудеть с помощью утренних пробежек, не приносит положительного результата, и вы только снижаете свою продуктивность из-за недосыпа. Или перед вами появится новая возможность — предложение о высокой должности, переводе в другой офис или крупном проекте, — которая заставит отодвинуть прежние желания на задний план.

Слепое следование прошлогоднему плану — не единственная причина провалов. Многие профессионалы ставят перед собой слишком много целей и, погнавшись за сотней зайцев, впустую тратят энергию.

Главный индикатор этой проблемы — злоупотребление списками дел. Идея кажется весьма логичной: записать, чтобы не забыть. Однако она работает далеко не всегда: стартап iDoneThis проанализировал поведение своих пользователей и выяснил, что 41% пунктов из списков дел никогда не выполняется.

В книге «Сила воли» психолога Роя Баумейстера и журналиста Джона Тирни приводится исследование, которое показало: среднестатистический специалист в любой момент времени имеет 150 заданий. С таким количеством конкурирующих приоритетов легко представить, как более значительные цели (например, написание книги) затмевается мелкими, быстро выполнимыми заданиями вроде электронной рассылки.

Дори Кларк советует следовать двум рекомендациям в постановке целей:

  1. Вместо новогодних обещаний попробуйте устанавливать цели каждые полгода. Так вы сможете обновлять свои планы и адаптироваться к текущей ситуации.

  2. Ставьте не более двух главных целей на цикл. Конечно, за шесть месяцев вы успеете сделать больше двух вещей, но, по сути, все они должны быть направлены на достижение одной или двух основных целей.

Смысл планирования профессионального развития не в том, чтобы вычеркивать задания из прошлогоднего списка и не в том, чтобы вычеркнуть как можно больше мелких пунктов. Вместо этого необходимо сконцентрироваться на наиболее значимых достижениях, которые изменят вашу жизнь, и подчинить им все ваши действия. Регулярно спрашивайте себя, в том ли направлении вы движетесь и что вы можете сделать, чтобы работать эффективнее.

Источник