Опоздания: бороться или мириться?

В коллективе каждой компании собираются разные люди. Есть те, кто приходит в офис за 15 минут до начала рабочего дня. Другие всегда пунктуальны, а некоторые везде и всюду опаздывают на несколько минут. Впрочем, есть и те, кто никогда не появляется раньше получаса после начала работы. Существует много инструментов для борьбы с последними двумя типами сотрудников. Мы написали статью о способах поддержания дисциплины в коллективе. Другой вопрос, нужно ли их применять или с опозданиями лучше смириться?

В некоторых профессиях каждое опоздание ведет к потере прибыли. Это относится к продавцам, сотрудникам колл-центров и другим работникам сферы услуг и продаж. Для них обязательное соблюдение рабочего графика является одним из приоритетов, а последствия даже одиночного опоздания часто прописываются в договоре.

Существует много способов борьбы с опозданиями. От жестких до шуточных. Но чтобы с опозданиями бороться, их надо сначала зафиксировать. Чтобы отслеживать нарушения рабочего графика, в одних компаниях до сих пор используются традиционные журналы прихода и ухода, в других установлены современные системы тайм-трекинга или камеры наблюдения. Трудовое законодательство предусматривает дисциплинарные взыскания за опоздание на работу без уважительной причины, а именно: замечание, выговор, увольнение. Очевидно, увольнение — это крайняя мера, и к ней прибегают редко. Чаще всего руководители используют в отношении опоздавших устные взыскания, а в ситуациях, когда это не работает, — денежные наказания  — штрафы или лишения премий. Это самые действенные методы, однако без подкрепления дополнительным договором внутри компании — незаконные, ведь трудовым законодательством система штрафов не предусмотрена.

Впрочем, многие компании предпочитают метод пряника, а не кнута. Например, проводят конкурс самых часто опаздывающих сотрудников, с тематическими призами — будильниками. Другой вариант борьбы с опозданиями — денежное поощрение тех, кто четко следует графику работы.

Однако, все эти способы вызывают определенные сомнения: что важнее для компании — соблюдение сотрудниками рабочего графика или все-таки результат их работы? И нужно ли бороться с опозданиями в профессиях, где продуктивность сотрудника первична, а дисциплина вторична?

Не стоит забывать о том, что жесткая система взысканий за опоздания создает некомфортную психологическую стреду. Ни одному человеку не понравится начинать свой день со стресса. А непредвиденные обстоятельства, особенно в больших городах, неизбежны. И это может заставить человека всерьез задуматься о смене работы. По этой причине некоторые руководители решают, что учет рабочего времени сотрудников безнадежно устарел, и вовсе отказываются от фиксации опозданий. Но «Дисциплина» против крайних мер.

Можно разработать в вашей компании систему, основанную на доверии между начальством и подчиненными. Договоритесь с сотрудниками, что, при условии продуктивной работы в течение дня, их небольшие опоздания не будут учитываться. А более длительные они могут компенсировать, задержавшись после работы или придя пораньше. Такой подход не означает, что контролировать время прихода сотрудников не нужно, но зато он не обязывает персонал отчитываться за каждое опоздание. Предполагается, что ваши подчиненные чувствуют ответственность и готовы компенсировать время опозданий без напоминания. А система слежения за временем прихода лишь поможет сохранять дисциплину.

Но чтобы судить о работе человека по результату, нужно этот результат видеть. И судить о нем каждый день, а не только в момент сдачи проекта. Системы тайм-трекинга только регистрируют время прихода и ухода персонала. А система «Дисциплина» также фиксирует всю деятельность сотрудников во время рабочего дня и дает оценку их продуктивности. Отчеты «Дисциплины» не только покажут вам, насколько ваш коллектив соблюдает договоренность о компенсации опозданий, но и проинформируют о том, снижают ли опоздания общую продуктивность. Кроме того, отчеты «Дисциплины» регулярно приходят на почту каждому сотруднику компании, что помогает персоналу следить за собственными опозданиями.

Вам решать — бороться с опозданиями или мириться с ними. «Дисциплина» поможет вам выбрать и поддерживать систему, которая будет наиболее удобна вашему коллективу.