Соревнование на рабочем месте как способ повысить продуктивность

Во-первых, стоит отметить, что соревнование имеет свои плюсы и минусы, при том минусы чаще всего связаны с плохой организацией мероприятия.

Плюсы соревнования на рабочем месте

  1. Соревнование может создать особое настроение в коллективе, при котором каждый сотрудник почувствует себя частью большого дела.
  2. Во время соревнования коллеги будут влиять друг на друга, побуждая друг друга работать лучше, продуктивней Это повысит как общую продуктивность компании, так и личную — работников.
  3. Атмосфера соперничества заставляет участников работать над собой и менять свои рабочие привычки. Когда на кону выигрыш, никто не захочет тратить рабочее время впустую.
  4. Соревнование не обязательно должно быть индивидуальным, вы можете объединить сотрудников в группы, которые будут конкурировать друг с другом. Командная работа имеет несколько очевидных плюсов: работа выполняется быстрее, коллектив сплачивается, появляется больше свежих идей.
Впрочем, неправильно организованное соревнование может создать в коллективе нездоровую атмосферу. Не все люди работают лучше в состоянии стресса. Напряжение, возникшее между коллегами, может демотивировать таких сотрудников и, как следствие, снизить их продуктивность.  В других же азарт соревнования может пробудить не самые лучшие качества и привести к поведению «победа любой ценой». Как же избежать негативных последствий? В первую очередь — грамотно организовать процесс соревнования.

Как правильно организовать соревнование

  1. Первым делом поставьте перед вашими сотрудниками четкую задачу. Они должны соревноваться не ради собственного выигрыша, но ради цели, важной для всей компании. Это превратит соревнование в общее дело и убережет сотрудников от нездоровой конкуренции.
  2. Правила соревнования не могут меняться в процессе. Каждый участник должен понимать, как будет происходить выбор победителя, какие показатели учитываются и как он может на этот показатель повлиять.
  3. Специалисты советуют награждать от 5 до 20% участников.
  4. Вы должны помнить, что любое соревнование — это почва для конфликта. Поэтому руководителю важно иметь достаточно силы и знаний для того, чтобы решать спорные ситуации. Нерешенный конфликт может дезориентировать всю команду.
  5. Победитель соревнования не должен вызывать никаких сомнений. Если хотя бы у одного сотрудника останется ощущение, что награждение было несправедливым, он будет демотивирован, что не сможет не сказаться на его работе. Поэтому так важно, чтобы соревнование было честным и открытым.
Как мы организовали соревнование на звание самого дисциплинированного сотрудника
История компании — клиента «Дисциплины»

Мы публикуем рассказ руководителя компании, которая использует «Дисциплину». Клиент предпочел не разглашать название компании. Опыт очень интересный, предлагаем вам с ним ознакомиться.

Наша компания внедрила систему «Дисциплина» в феврале 2013 года. Первое время после установки системы сотрудники постоянно помнили о том, что за их работой наблюдают и работали эффективно, но по прошествии времени они привыкли к системе, перестали обращать на нее внимание, а показатель продуктивности начал снижаться. HR-специалист нашей компании начал искать способ повлиять на сотрудников и мотивировать их работать лучше. Конечно, ни у кого не возникало сомнений, что метод «кнута» быстро мобилизует всю команду, но мы искали способ повысить лояльность сотрудников к «Дисциплине». Введение штрафов вряд ли способствовало бы этому. И тогда мы решили провести соревнование на звание самого дисциплинированного сотрудника. Выявить победителей должна была самом система, основываясь на показателе продуктивности.

До начала соревнования была отмечена интересная закономерность —  самые сильные и опытные сотрудники коллектива не были лидерами продуктивности. Оказалось, что им присущи разные вредные привычки — частые перекуры, опоздания. В компании они чувствовали себя защищенными, потому что знали, что руководитель уволит такого ценного сотрудника только в крайнем случае. Но когда мы внесли соревновательный элемент, их глаза загорелись. Привыкшие во всем быть первыми, они стремились и из этого соревнования выйти победителями.

Провести соревнование было просто:

  1. Мы установили правило — нельзя работать сверхурочно.
  2. Все участники знали, из чего складывается показатель продуктивности и как на него повлияет те или иные их действия.
  3. Сотрудники были уверены в объективности судейства.
  4. Каждый участник соревнования мог посмотреть собственный показатель в любое время. Мы предпочли сохранить интригу и не дали доступ к отчетам для всего коллектива.

Результаты соревнования нас приятно удивили:

  1. Работа была сдана быстро, быстрее обычного.
  2. На время соревнования в коллективе были сведены к нулю опоздания. И этот эффект сохранился и после окончания соревнования, потому что коллеги уже спланировали свое утро таким образом, чтобы приезжать строго к началу рабочего дня.
  3. Раньше в нашем коллективе работники часто были вынуждены работать сверхурочно, чтобы успеть доделать работу. Оказалось, что они успевают закончить дела, если меньше отвлекаются в течении дня.
  4. Средний показатель продуктивности был выше обычного.
  5. После соревнования высокий уровень продуктивности сохранялся.
  6. Мы планировали выявить одного лидера, но у нескольких сотрудников был одинаковый показатель продуктивности. Мы наградили их всех. Весь коллектив признал, что это было справедливо.
В следующий раз мы планируем провести групповое соревнование, сделав победителей прошлого соревнования лидерами групп.