Правильные списки дел: как заставить их работать

У вас никогда не возникала мысль о том, что все люди делятся на два типа: на тех, кто составляет списки дел, и тех, кто этого не делает? Доктор Генри Клауд, психолог, консультант по лидерству и автор нескольких бестселлеров, считает, что на самом деле их не два, а четыре:

A) те, кто составляет списки дел и выполняет их;
B) те, кто составляет списки и почти ничего из них не выполняет;
C) те, кто не составляет списки и все равно выполняет намеченные дела;
D) те, кто не составляет списки и ничего не выполняет.

Дело в том, что списки могут как помочь, так и помешать нам в достижении поставленных целей. Причина этому — принцип работы нашего мозга: чтобы довести любое действие до конца, он задействует исполнительные функции. Это значит, что подобно исполнительному директору, мозг устанавливает цель, активизируя необходимые для ее достижения ресурсы, реализует план, оценивает наше состояние во время всего этого процесса и попутно исправляет допущенные ранее ошибки.

Так выполняются все задачи. Но для того, чтобы мозг смог пройти весь этот путь, вы должны соблюдать три условия:

  1. Сосредоточиться на том, что относится к цели.
  2. Блокировать все, что к ней не относится.
  3. Не терять концентрации, пока цель не будет достигнута.

Именно поэтому списки помогают некоторым людям: они заставляют их соблюдать эти три пункта. Это люди типа А, с ними все просто. Однако для трех остальных типов перечни дел не работают. Секрет в том, что важен не сам факт составления списка, а ваше умение сосредоточиться на задаче без письменного напоминания о ней.

Люди типа B, скорее всего, при виде списка дел чувствуют себя перегруженными, и их мозг теряет способность концентрироваться на важном, что зачастую приводит к прокрастинации. Данный способ структурирования информации им не подходит, либо они неверно подходят к этой активности.

Тем, кто и так способен держать в голове главные цели, лучше отказаться от письменного перечисления задач, поскольку второстепенные дела лишь отвлекают. Этому принципу и следуют представители типа С. А люди, которые не составляют списков и при этом ничего не могут выполнить (тип D), чаще всего рассеяны от природы, и им следует попробовать систематизировать свои задачи. Например, как вы уже догадались, составить список.

Доктор Клауд предлагает несколько универсальных советов для повышения продуктивности, которые будут полезны всем типам личностей:

1. Планируйте день накануне

Планирование и расставление приоритетов — одни из самых энергозатратных видов умственной деятельности. Если вы займетесь этим заранее, то во время непосредственного выполнения задач у вашего мозга будет больше ресурсов на концентрацию и креативность.

2. Сделайте список коротким

Только по-настоящему коротким. Какой самый важный вопрос вы должны решить на пути к самой приоритетной цели? Запишите это. Что еще может стоять в вашем списке, кроме самого-самого главного? Чем больше пунктов вы впишите, тем больше вещей будут отвлекать ваше внимание.

3. Закрепите определенное время за каждым заданием из короткого списка

Если данные вопросы действительно необходимо решить в ближайшее время, включите их в свое расписание. Назначьте встречу самому или самой себе и убедитесь, что вы довели эти дела до конца.

Но что, если завтра вам еще обязательно надо оплатить счет за электричество? Или забрать ребенка из школы? Конечно, задачи, обеспечивающие комфортную жизнь нам и нашим близким, тоже относятся к списку самых важных. Рабочее время необходимо тратить на рабочие цели, но ничто не мешает выполнить пару быстрых дел в перерыве или после работы.

Если вы собрались в путешествие на машине, вам понадобится много всего: карта, вода, топливо, еда, музыка и так далее. Но если вы возьмете себе обед и подготовите плейлист с любимыми песнями, забыв при этом о бензине, вы даже не тронитесь с места.

Тех людей, которые выполняют намеченные дела, и тех, кто этого не делает, различает одна важная деталь. Первые расставляют приоритеты среди заданий и действий, которые ведут к поставленной цели. Вторые теряют эти приоритеты из виду.

Источник